Социально-психологическая служба лицея
![]() Сабурова Диана Нурметовна — педагог-психолог. Год рождения — 1987, образование — неоконченное высшее, в настоящее время обучается на факультете психологии БГУ, педагогический стаж — 6 лет, категория — вторая. |
![]() Султанова Дина Раисовна — социальный педагог. Год рождения — 1979, образование — высшее, в 2010 году окончила Башкирский государственный университет, педагогический стаж — 11 лет, категория — первая. |
Цель работы педагога-психолога:
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах развития личности учащихся».
Задачи психолого- педагогического сопровождения:
- Развитие образовательной среды школы для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, совершение личностно значимых жизненных выборов, конструктивного решения неизбежных конфликтов, освоения индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя и других.
- Совершенствование моделей по оказанию социально-психологической помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально – психологической природы, выявление и профилактика этих трудностей.
- Осуществление вместе с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
- Совершенствование профилактической работы с учащимися с целью снижения роста их противоправного поведения.
- Формирование учащихся мотивации на сохранение и развитие здоровья, ответственности за собственное здоровье как главной личной ценности.
Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- профилактика;
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- организационно-методическая работа.
Психологическая диагностика

Выступление на родительском собрании педагога-психолога Сабуровой Д.Н.
Психологическая диагностика – традиционное звено работы школьного психолога. В основном она строится на выполнении минимального диагностического пакета, а также запросах классных руководителей и администрации. Психологическая диагностика направлена, прежде всего, на
выявление особенностей психического развития детей, определение развития психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей, соответствия уровня развития возрастным ориентирам.
Перечень диагностик, проводимых в башкирском лицее №136:
- Изучение особенностей адаптации пятиклассников. Оценка уровня школьной тревожности;
- Изучение особенностей адаптации первоклассников;
- Изучение межличностных отношений учащихся. Социометрический опрос;
- Изучение самооценки школьников. «Тест на самооценку и уровень притязаний»;
- Изучение интеллектуального развития школьников;
Коррекционно-развивающее занятие проводит педагог-психолог Сабурова Д.Н.
- Изучение познавательных интересов в связи с задачами профориентации:
- Изучение готовности к переходу в основную школу.
Коррекционно-развивающее занятие проводит педагог-психолог Сабурова Д.Н.Информация о результатах диагностических обследований обобщается, анализируется и выносится на совет профилактики, либо на обсуждение педсовета. По ее итогам взаимными
усилиями психолога, педагогов, администрации происходит построение совместной программы действий, направленной на развитие определенных качеств школьников или на устранение выявленных проблем и недостатков.
Психологическая коррекция
Под психокоррекцией понимается устранение отклонений в психическом и личностном развитии, развитие способностей детей, формирования их личности.
Авторы и названия используемых программ:
- 1-4 классы – «Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков» (Шваб Е.Д.);
- 1 классы – «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» (Семенака С.И.);
- 5 классы – «Первый раз – в первый класс» (Коблик Е.Г.);
- 6-8 классы – «Я сам» (психологическая программа для подростков, Зусманович Л.);
- 9-10 классы – «Я в мире профессий» (Шваб Е.Д.);
- 11 классы – «Психологическая подготовка к ЕГЭ» (Чибисова М.Ю.)
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование – этот вид деятельности включает в себя индивидуальные и групповые формы работы: беседы, консультации с родителями, учителями, детьми, администрацией лицея и занимает значительное место в практической работе школьного психолога.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение – является одним из приоритетных направлений работы. Подразумевает под собой приобщение педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика
Психологическая профилактика в лицее ведется в двух направлениях:
- создание благоприятных психологических условий, необходимых для нормального психического развития детей;
- предупреждение возможных осложнений в развитии детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
Организационно – методическая работа
- оформление документации;
- участие в методическом объединении психологов района;
- посещение семинаров, научно – практических конференций, курсов повышения квалификации;
- работе по самообразованию, подготовке к занятиям.
Социально – профилактическая работа с учащимися
- Систематическое наблюдение за посещаемостью учащихся учебных занятий и поведением в течение дня;
- Выявление учащихся уклоняющихся от учебы;
- Профилактические рейды совместно с детской организацией «Государство Лицей» по проверке внешнего вида, посещаемости, успеваемости, поведения, состояния учебников, дневников;
- «Юный пешеход» (рейды на перекрестах дорог по направлению школы);
- Индивидуальные и групповые беседы («Правила поведения в общественных местах», «Управляй с собой», «Правила поведения в школе» и т.д.);
- консультации, анкетирование;
- организация встреч с работниками социальных служб и правоохранительных органов (специалистов ЦПМСС «Индиго», «Семья», подросткового наркологического кабинета, комиссии по делам несовершеннолетних, СПЦ-16, сотрудников ОДН, ГИБДД);
- Беседы с родителями, классными руководителями с целью выявления и своевременного устранения проблем учащихся;
- По мере необходимости направление родителей и учащихся к узким специалистам.
Организация досуга подростков, пропаганда здорового образа жизни
- Социальная акция «От всей души». Оказание благотворительной помощи воспитанникам детского дома №1 имени Ш. Худайбердина;
Оказание благотворительной помощи воспитанникам детского дома №1 имени Ш. Худайбердина
- Организация летнего отдыха учащихся в Детском оздоровительном центре «Юность», смена «Выбор» и «Лидер»;
- Участие в антинаркотической программе «Вместе за здоровое будущее» среди учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования и студентов средне- специальных учебных заведений Октябрьского района ГО город Уфа РБ;
- Участие в районном конкурсе рисунков и плакатов «Вместе за жизнь – сообща против наркотиков!», «Подросток в мире без вредных привычек»;
- Выступление школьной агитбригады на мероприятиях «День без табака», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Мы – за здоровое будущее!»;
- Беседы («Если ты оказался…», «Если тебе предложат…»), консультации, открытый классный час по профилактики курения, алкоголя и наркомании «Время выбирает нас», организация встречи со специалистами;
- Работа информационного стенда «Мы за здоровый образ жизни!», «Уголок социального педагога», «Нет наркотикам!», «Об этом должен знать каждый».
Работа с семьями учащихся

Встреча опекунов (попечителей) с методистом отдела опѐки и попечительства Отдела образования Октябрьского района Ихсановой Г.К.
- выявление неблагополучных, многодетных малообеспеченных, неполных, малообеспеченных семей и семей, где воспитываются дети-инвалиды, сироты;
- наблюдение, определение основных проблем и потребностей семьи, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
- предоставление родителям информации о пособиях и социальных льготах;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- консультация, оказание социально-педагогической поддержки;
- направление в случае необходимости к узким специалистам;
- организация питания детей;
- организация досуга и отдыха детей.