Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».
Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
С 1 сентября 2023 года во всех школах с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Рекомендуемый день проведения занятий – четверг
Целевая аудитория – 6-11 классы
Профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Уровни*
Базовый – 40+ ч. в год
• 34 ч. – курс внеурочной деятельности**
• 4 ч. – урочная деятельность
• 2 ч. – взаимодействие с родителями
Основной – 60+ ч. в год
• 34 ч. – курс внеурочной деятельности**
• 9 ч. – урочная деятельность
• 2 ч. – взаимодействие с родителями
• 12 ч. – практико-ориентированный модуль
• 3 ч. – дополнительное образование
Продвинутый*** – 80+ ч. в год
• 34 ч. – курс внеурочной деятельности**
• 11 ч. – урочная деятельность
• 4 ч. – взаимодействие с родителями
• 18 ч. – практико-ориентированный модуль
• 3 ч. – дополнительное образование
• 10 ч. – профессиональное обучение
* Уровни предлагаются на выбор, но окончательно устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в зависимости от имеющихся у школы ресурсов, и утверждаются на уровне региона. С 2025 г. базовый уровень будет считаться недостаточным и выбрать его будет уже нельзя
**Примерная программа курса внеурочной деятельности на базе проекта «Билет в будущее» https://fgosreestr.ru/
***рекомендовано на основе профильных предпрофессиональных классов
О назначении ответственного за реализацию профминимума на 2024-2025 учебный год
Отчет о готовности к реализации профориентационного минимума